Снижение продаж, негативная маржа, финансовые потери транспортных компаний. Ситуация в транспортной отрасли критическая…

Сложности с продажами в сегментах среднего и тяжелого коммерческого транспорта 4 декабря в Москве прошла пресс-конференция ассоциации РОАД, на которой обсуждали проблемы нахождения общего мнения по поводу кризиса на рынке коммерческого автотранспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев указал на продолжающееся сокращение численности парка среднетоннажных автомобилей. С течением времени, за период с 2016 по 2025 год, количество машин в этом сегменте упало с 2,3 миллиона до 1,727 миллиона – снижение составляет 25%. Средний возраст автомобилей в среднем вырос до 28 лет, особенно среди спецтехники и самосвалов, возраст которых в среднем достигает 32 лет. Многие компании были вынуждены оставить в эксплуатации машины, созданные еще в советский период. Максим Шишко из «Глобал трак сервис» (GTC) выступил с докладом о рынке тяжелой техники, где он сообщил, что в течение последнего года доля китайских производителей снизилась с 60% до 53%, а российские увеличили свою долю до 38% с предыдущих 28%. Однако общее количество сделок уменьшилось почти вдвое. После временного подъема в октябре последовало падение в ноябре, что отразится и на декабрьских продажах. По прогнозам, в 2025 году будет реализовано не более 46 тысяч грузовиков тяжелого сегмента. 2023 год стал рекордным с точки зрения продаж – было продано 125,7 тысячи тяжелых автомобилей. Однако это привело к избытку машин на складах, что вызвало необходимость их продажи с убытком. На завершение года фирмам пришлось сбрасывать машины по низкими ценам, и в итоге продажи в 2022 составили около 102 тысяч единиц. На фоне низких цен и складских остатков, на рынке также наблюдается значительное число так называемых автомобилей «изъятки» – те, которые компании больше не могут позволить себе обслуживать. Для многих перевозчиков эти машины становятся приоритетными, так как новые им не по карману. Китайские производители, по-видимому, не боятся работы в убыток, так как получают субсидии от материнских компаний. Максим Шишко отметил, что сложилась удивительная ситуация, когда на складах скопилось почти 14 тысяч тяжелых машин, включая FAW, Dongfeng и Shacman, которые не нашли покупателей. При этом российские производители также затрудняются в поиске клиентов. Участники конференции пришли к выводу, что в ближайшие годы в сегменте HCV уровень продаж может сократиться до 4 тысяч единиц в месяц против 10 тысяч в 2023 году. Выход из кризиса возможен через изменения в международной политике, которые могут повлиять на ситуацию на рынке. По итогам года, КАМАЗ остается лидером в продажах с 12,6 тысяч единиц и долей на уровне 30,1%. На втором и третьем местах располагаются Sitrak (16,4%) и Shacman (10,5%), а также другие китайские и российские марки. Однако перспективы отрасли остаются под вопросом.